![]() |
#1
|
|||
|
|||
![]()
Boris Paleev написал(а) к All в Mar 15 23:33:15 по местному времени:
Нello All! http://argumenti.ru/economics/n478/391558 Углепластиковые сливки № 9 (450) от 12 марта 2015 ["Аргументы Недели", Константин Гурдин ] В российской промышленности произошла углеродная революция. В "Алабуге" (Татарстан) открылась одна из крупнейших в мире линий по производству углеволокна, самого перспективного материала XXI века. Инженерный мир одержим сбросом веса, тут углепластики незаменимы. Лучшие сорта в шесть раз прочнее титана, при этом впятеро легче высокопрочной стали, в 1,5-2 раза легче алюминия. Карбон долго был оборонным продуктом, но сейчас идёт не только на обшивку самолётов-невидимок и космические антенны, но и в тормозные диски, подшипники, детали двигателей и арматуру бетонных плит. По статистике, космос и авиапром потребляют 20% композитов, 40% уходят транспорту и строителям, 15% электронике и машиностроению. По всем фронтам спрос бурно растёт. По прогнозам, к 2020 г. мировое производство углеволокна увеличится с нынешних 90 до 240-260 тыс. т в год. Цены на карбон тоже на высоте - когда несколько лет назад наметился дефицит, стоимость разом подпрыгнула вдвое. Пока углепластиковые сливки в основном снимают немцы и японцы, но их быстро догоняет Китай. Для КНР это дело государственной важности, за 11?ю пятилетку, которая закончилась в 2010 г., выпуск углеволокна нарастили до 3 тыс. т в год, в планах на 12-ю пятилетку - 10-12 тыс. т в год. В России до недавнего времени с углепластиком было негусто. Эти материалы применяют в ядерных боеприпасах и центрифугах для обогащения урана, поэтому исторически карбоновое направление развивали атомщики. В 1970-х гг. советский Минсредмаш построил три секретных углеволоконных предприятия, в том числе саратовский "Аргон" и челябинский ЗУКМ. В 2008 г. их объединили в госхолдинг, который отошёл Росатому. Долгое время дело двигалось ни шатко ни валко. Росатом не спешил с развитием, потому что потребности были скромные, российская промышленность закупала не более 350 т композитов в год (0,4% мирового спроса). Крупнейшим "углепластиковым проектом" до сих пор остаётся космический комплекс "Энергия-Буран", где этот материал использовался очень широко. Главное - на собственные нужды Росатому хватало, производство обеспечивало 120 т в год. Но на перспективу этого до обидного мало. Например, в лайнерах "Аэробус А350" и "Боинг-787" половину веса составляют композиты, 20% - алюминий, 15% - титан. На каждую такую машину нужно 30-50 т углепластика. Перспективный российский лайнер МС-21, на который уже собрано 160 заказов, получил композитные крылья. Военные не отстают, истребитель пятого поколения Т?50 (ПАК ФА) углепластиковый на четверть, его обшивка - на 70%. Ожидается, уже на первом этапе ВВС закажут 60 таких истребителей (стоимостью 6 млрд. руб. каждый), для их постройки потребуется не менее 300 т композитов. Так что спрос будет огромным. Наследник Минсредмаша долго заряжал, но в итоге пальнул неплохо. Росатом вложил 4 млрд. руб. в новое предприятие в "Алабуге" (Республика Татарстан). Мощность первой линии - 1,7 тыс. тонн. Стройка началась в 2012 г., в марте 2015 г. завод вышел на маршевый рубеж, производство достигло 1,5 тыс. тонн. Это только начало, планируется пустить ещё 3-4 аналогичные линии. Такими темпами через несколько лет выпуск углеволокна достигнет 7-8 тыс. т в год. РФ сравняется с Китаем, полностью закроет потребности промышленности и начнёт масштабные поставки за рубеж. Дело может стать золотым дном. Стоимость 1 тыс. т углепластика на мировом рынке порядка 80 млн. долларов (4,8 млрд. рублей). Цена этого материала выше, чем титана, которого Россия производит и экспортирует больше всех в мире (в 2014 г. - 30 тыс. т). Так что со временем в дополнение к нынешней титановой долине (экономическая зона в Свердловской области) может появиться углепластиковая. Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |