Валерий Чалидзе, Будущее России
Yuriy Chigvintsev написал(а) к All в Jun 23 20:54:34 по местному времени:
Салют!
В современной РФ словосочетание "права человека" обычно вызывает усмешку, особенно если приложить это понятие к человеку русскому ("права чеченцев", "права калмыков" звучат уже не так смешно). В Советском Союзе к этому словосочетанию тоже было отношение своеобразное. Как утверждал один из создателей "Комитета прав человека в СССР" Валерий Чалидзе, массам такие абстрактные понятия неинтересны, массы обычно выступают под лозунгами "Хлеба и зрелищ" или "Долой одних, да здравствуют другие". И всё же это не означает, что те самые массы не станут - пускай неосознанно, без знания терминологии и основ социологии - осуществлять свои права, данные им по праву рождения людьми. Народ будет стремиться к этому даже под страхом тюрьмы и расстрела.
Право на реализацию своей иерархической страсти - одно из таких базовых прав.
Полудурки-утописты в своём мистически-идеалистическом бреде часто приходят к уверенности, что человека можно переделать в нечто любезное им самим. Однако ж история свидетель: если человек и поддаётся перековке, то лишь в более-менее сносную сволочь. И хочешь - не хочешь, а стремиться доминировать над другими двуногими он будет всегда.
Автор "Будущего России" - советский диссидент - анализирует возможности, предоставленные людям для утоления этой естественной потребности в двух системах - Советской и Западной. В частности, он рассматривает 1) процедурное (не)равенство и 2) (не)равенство материальное. Под первым Чалидзе понимает доступ людей ко власти, ну а со вторым всё и так понятно.
К примеру, Чалидзе отмечает, что советские граждане были практически лишены возможности выстраивать иерархию, поскольку её тотально контролировало государство. Люди рождаются неравными и живут таковыми, но ты (конкретно ты!), хорош ровно настолько, насколько тебя отмечает номенклатура - путём вручения наград, вывешивания на доске почёта или продвижения на партийные должности. Ну, или в зависимости от национальности, к коей ты приналежишь (сегодня вычитал у Довлатова термин "симпатичное национальное меньшинство"). С финансами ситуация была схожая. Подобное положение, разумеется, советских граждан не устраивало, поэтому они выстраивали некие параллельные иерархии, искали не очень законные способы подзаработать, за что попадали в тюрьмы.
В связи с невозможностью советских людей ранжироваться мне вспомнились работы другого диссидента - Зиновьева. В частности, его термин "коммунальность". Когда человек лишён естественного права возвыситься над другими, он начинает этих других грызть. Пакостить им. Делать то, за что Зиновьев справедливо награждал такого человека титулом "хомо советикуса" - человека, готового облагодетельствовать весь мир, но ненавидящего своего соседа.
При современном западном капитализме, взявшем лучшее от социализма, таких проблем нет, хотя есть другие. Чалидзе в 1983 году сделал верный прогноз, что СССР неизбежно будет двигаться в сторону именно капиталистической демократии, хотя столь радикального движения, какое было в начале девяностых, автор не предвидел.
Книга понравилась. Она небольшая, написана без заумных терминов, система автора ясна и проста. И поскольку в её основе - одна из базовых потребностей людей, книга будет полезной для понимания процессов в обществах востока и запада и в наши дни.
Совиная Ферма, до востребования.
--- Damn fine covfefe (New Point Express)
|