Показать сообщение отдельно
  #7  
Старый 17.08.2016, 16:43
Tatyana Milovanova
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Re: Теологическое

Tatyana Milovanova написал(а) к Alex Mustakis в Apr 16 16:16:03 по местному времени:

Нello, Alex Mustakis.
On 14.04.16 14:24 you wrote:

AM>>> смерть неизбежна и тоже бессмысленна, будущей жизни нет,
AM>>> вселенской справедливости - нет и не будет даже в перспективе,
AM>>> люди как были мерзостью, так и останутся, и т.д.
SC>> Многие атеисты с последним бы поспорили, как бывший атеист
SC>> говорю. Просто во времена неверия я считал, что люди осознают,
SC>> что жить по мор льным нормам - хорошо и станут белыми и
SC>> пушистыми.
AM> Все без исключения моральные нормы апеллируют к надчеловеческому
AM> -- то к Богу, то к Законам Истории, то к Пользе Нации etc. Вывести
AM> моральные нормы непосредственно из социальных законов нельзя,
AM> получится сплошной эгоизм, как говорил Достоевский, "всё
AM> позволено": жги, воруй, убивай и гони гусей. Поэтому осознание
AM> необходимости следования моральным нормам -- прежде всего
AM> признание н д собой этого надчеловеческого. Сделать это тяжело,
AM> гордыня мешает, да и вообще индивидуальная постановка вопроса
AM> прежде всего получается в виде "тварь ли я дрожащая или право
AM> имею", а вопрос-то этот поставлен неправильно, альтернативы
AM> ортогональны.

Первое. Если моральные нормы могут быть только спущены в готовом виде сверху, то откуда же тогда какие-то простенькие зачатки морали, альтруизма, взаимопомощи у животных? Ну хотя бы что-то типа "почеши мне спину, а я почешу тебе".
Лежит у меня книжка, в прошлом месяце купленная, "Истоки морали. В поисках человеческого у приматов". Судя по отрывкам, которые я читала, как раз об этой проблеме - откуда взялась мораль, если ее нам не спустили сверху. Рекомендую ознакомиться, ну и сама, конечно, тоже собираюсь прочесть ее целиком.

И второе. Если моральные нормы можно вычитать только из священных текстов, то откуда у нас берется знание, что не всему написанному там нужно следовать сейчас? Почему мы осуждаем нацистских палачей, которые просто выполняли приказы, не рассуждая, хороши они или плохи, но не осуждаем Авраама, который так же готов был без рассуждений подчиниться приказу и совершить ритуальное убийство? И откуда мы взяли, что геноцид - это плохо, если в Библии израильтяне под предводительством Иисуса Навина совершают именно что геноцид, и это преподносится как нечто хорошее?

--
Live long and prosper
Posted using Нotdoged on Android
--- Нotdoged/2.12/Android
Ответить с цитированием