Alexander Hohryakov написал(а) к Michael Belousoff в Jan 16 18:47:52 по местному времени:
Здpавствуй, Michael!
Суббота 30 Января 2016 18:13, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/830.911@fidonet.org+56acfe7e:
MB>>>>>>> Не такая и удобная. Считает только мантиссу, порядок
MB>>>>>>> приходится додумывать зопой.
AН>>>>>> При наличии оной это несложно. Да и популярные когда-то Б3-18
AН>>>>>> тоже не умели плавающую запятую.
MB>>>>> Знаю, сам мучился в своё время. Опыт логарифмической линейки
MB>>>>> помогал держать порядки в зопе.
AН>>>> А расчёты посерьёзней вы на чём делали?
MB>>> 1. На мехфаке был зал настольных куркуляторов. Это были
MB>>> монстры - но только размерами и весом, вычислительные
MB>>> возможности у них были так себе. Кажется, разрядов было
MB>>> достаточно для почти всего. Когда у меня ещё не было Б3-18А, я
MB>>> туда с утра ходил, пока свободные места были, пожертвовав для
MB>>> этого одной или двумя парами какой-нибудь малополезной мути.
AН>> Этот зал и я помню, хотя какие там были калькуляторы, забылось
AН>> напрочь. Отец рассказывал про зал арифмометров. Грохот в зале
AН>> стоял такой, что невозможно было разговаривать, тем более,
AН>> услышать звонок, сигнализирующий о переполнении.
MB> "В наше время" (ц) там были арифмометры уже электронные, бесшумные.
MB> Индикаторы - неоновые, в виде циферок, не сегментами.
У меня дома валяется динамическая память от старинного калькулятора:
http://tinyurl.com/amnenla Чеготолько не выдумывали от бедности.
MB>>> 2. ЕС-1022. Но только если пользование оными машинками было
MB>>> предусмотрено текущим курсом. Ибо просто так на них было хрен
MB>>> попасть. Софт предлагался соответственно курсу. Ибо лезть в
MB>>> дебри ЕСовских операционных систем мы были не обучены,
AН>> А более простых языков не было? У нас был выбор - Фортран у себя
AН>> или Алгол на физтехе.
MB> При чём тут язык? Чтобы вызвать компилятор фортрана, надо чтобы на
MB> ЕС была запущена нужная операционка, там их было ЕМНИМС две: ОС ЕС и
MB> ДОС ЕС, номеров версий не помню. Продолжение следует.
А это было уже не наше дело, мы даже машины не видели. Отдаёшь в окошко рулон перфоленты, на следующий день получаешь свой рулон и распечатку. И так много раз. На рулоне твоя задача на алголе, никаких операционок.
MB>>> вместо этого нам давались инструкции, как собрать пакет
MB>>> перфокарт для запуска того или иного готового софта. В нашей
MB>>> группе сборкой таких перфокарточных пакетов и взаимодействием с
MB>>> ВЦ занимался как раз я. Но мне это мало помогло.
AН>> Это как? Пачку готового софта и пачку своих данных в одну колоду?
MB> Продолжение. Вначале небольшое пояснение. Одна перфокарта содержала
MB> одну строчку ASCII-кодов (или их аналога) длиной до 80 символов. Были
MB> стандартные перфокарты - с уже набитыми командами для операционных
MB> систем вроде такого (что-то по памяти, другое нагуглил):
MB> // OPTION LINK
MB> // SYSPRINT DD SYSOUT=A
MB> // EXEC FFORTRAN
MB> // EXEC LNKEDT
MB> // EXEC
MB> и прочими, коих я уже не упомню, на ВЦ физтеха они лежали и их не надо
MB> было заказывать. А вот свои данные для готовых задач и/или программные
MB> тексты для того же фортрана набивали операторы. Потом именно так:
MB> сначала головная перфокарта не помню с какими данными, касающимися
MB> задачи, потом команды для ОС, такого вида:
Фортран таки был? Механикам, вроде бы, и этого не требовалось, им надо было только к стандартной задаче, получаемой ими в готовом виде, пристроить свои данные, на этом обучение работе с ЭВМ завершалось.
MB> // JOB .... (тут перечислялось всё, в том числе ФИО студня, препода,
MB> группа - видимо, для отчёта). Всё в одном пакете: головная карта,
MB> потом карты с командами, потом с текстом программы, ещё какие-то
MB> разделители вроде:
MB> /&
MB> потом данные и, кажется, завершающая перфокарта. Плакат с правилами
MB> сборки пакетов для разных видов задач висел на стене.
MB>>> 4. В какой-то момент сложность расчётов стала такой, что мы с
MB>>> братом (он учился на мехфаке на год позже меня) решились на
MB>>> покупку Б3-18А. Жизнь сразу стала прекрасной и удивительной,
MB>>> хотя один куркулятор приходилось распределять между двоими.
AН>> А расчётов, слишком громоздких для калькулятора не было? У нас -
AН>> начиная со второго курса, приходилось бегать с рулонами
AН>> перфоленты.
MB> Ну что понимать под слишком громоздкими? Скажем, цепь такого вида:
MB> ---Z--
--Z--*--Z--*--Z-------
MB> | | | | | |
MB> U Z Z Z Z Z
MB> | | | | | |
MB> ------
-----*-----*----------
MB> для которой требовалось посчитать все напряжения и токи в комплексном
MB> виде (U - переменное напряжение частотой 50 Гц, Z - комплексные
MB> сопротивления, разумеется, все разные, заданы параметрами) - это таки
MB> уже слишком громоздко или ещё не слишком? (Такое я считал на
MB> куркуляторе, дома. Чтобы никто не мешал и не отвлекал, уходил в
MB> санузел. Бумаги и куркулятор - на стиральную машину, задницу - на
MB> унитаз, и - считать, считать...)
На втором курсе было что-то вроде этого, только цепь не лестничная, а громоздкая сетка из двух десятков резисторов, конденсаторов и нескольких источников напряжения. Надо было посчитать напряжения на конденсаторах и резисторах. Дальше начиналось самое интересное: посчитанные данные считались номинальными, после чего ЭДС источников изменялись. При превышении номинального напряжения конденсатор мгновенно уходил в КЗ, резистор чуть позже - в обрыв. После каждого сгорания схема пересчитывается заново, пока не выгорит всё, что должно сгореть. Пока решишь калькулятором - в унитазе дыру протрёшь.
С уважением - Alexander
--- -